By Yana Borohta

0

«Танатотерапия»: первая кровь. Баскаков Владимир Юрьевич

Сразу обращаю внимание читателя, что слово «танатотерапия» взято в кавычки. То, о чем я серьезно предупреждал – случилось. Вот как описывает этот случай РИА Новости: «В ночь с 28 на 29 июня 35-летний мужчина решил проверить себя на выносливость. Он попросил своего приятеля помочь ему с экспериментом. Мужчины вырыли яму на участке, где один из них строил загородный дом, и соорудили импровизированный гроб. Свидетель трагедии накрыл ящик щитом, присыпал землей высотой примерно 20 сантиметров и уехал домой. Утром, когда мужчина откопал ящик, его приятель уже не дышал». Возбужденное было уголовное дело закрыто, так как мужчина умер не от насильственных действий, кроме того, оставил записку, в которой указывал, что принимает участие в эксперименте по своей воле. BBCNews отмечает, что… «это уже не первая подобная трагедия в России, где в последнее время отмечается настоящее поветрие самозахоронений.

Рассказы экстремалов, проведших ночь в гробу, распространяются в интернете, и некоторые россияне заражаются желанием пройти через подобное испытание, дабы избавиться от страха смерти, обрести силу и удачу». Это, на самом деле – их личное дело! Но! В следующих за благовещенским случаем публикациях и даже на канале горячих новостей «Life.news» он комментируется не иначе как «занимающийся танатотерапией…» с показом кастрированных видеофрагментов моих интервью Александру Гордону и каналу «Психология ХХ1». Описание подобных экстримов с привлечением термина «танатотерапия» известно давно. И не только в «жареных» заголовках желтой прессы («Донецкие танатотерапевты лечат смертью!»).

В достойной монографии Александра Сосланда «Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии» (Изд. «Логос», 1999г.) в главе «Танатоаналитическая экстатическая терапия» описывается экстравагантный способ получения мощных экстатических переживаний клиентом тренинговой группы путем реального физического его удушения с последующей его же реанимацией. Фильм «Коматозники», ау! И именно в этой главе Александр употребляет выражение «у танатотерапевтов первоначально возникли большие осложнения…» – относя его к тем, кто этим занимается. Я лично высказал Александру свой протест. Раз так вольно можно обращаться со словом «танатотерапия», – почему тогда и тех, кто берет в заложники и истязает, с применением угрозы смертью, не причислить к разряду «танатотерапевтов»?! Все, вроде, налицо: «смерть» есть? Есть! Позитивный результат в виде изменения ценностных ориентаций и ведущих мотивов у оставшегося в живых «клиента» (своеобразная «терапия») – присутствует? Присутствует!

Вспоминаю, когда начались эти закапывания (в Питере, потом, – в Донецке) и появились в Интернете даже ролики (и сейчас стоят, хотя после последнего «успешного» случая, – лучше бы авторам их снять!), ко мне приехали из телепередачи «Деликатесы» (ТВЦ, ведущая – Светлана Конеген). Предложили дать комментарий к этим закапываниям. Начинаю рассказывать. «Понимаете, – говорю – танатотерапия, – это не когда закапывают, как в Питере и Донецке, и не когда сбрасывают бизнесменов с моста в речку (г. Воронеж), а когда … моделируется состояние человека, умирающего т.н. «правильной смертью».

Дальше я рассказываю о культуре т.н. «правильной» или «легкой» смерти, даю ссылки на историка Миролюбова, Флоренского. Звучат цитаты из Библии – «смертию смерть поправ» и т.д. Все здорово! Я был спокоен – наконец в телеэфире будет дана отповедь этим лже-танатотерапевтам. И что же? Выходит телепередача (ее запись, кстати, у меня есть), я вижу свое лицо, слышу свой вдохновенный текст и… с ужасом вижу, что на этот текст накладывается следующая видеокартинка. Ванна, в воде лежит обнаженная женщина, на нее набрасывают простыню и… начинают в этой ванне топить. Она, естественно, вырывается, вопит и т.д. А мой голос на фоне этой картинки продолжает с энтузиазмом рассказывать о культуре «правильного умирания» и танатотерапии, в которой «смерть не узнана и именно эта неузнанность и позволяет вступить с ней в максимально полный контакт!». Вот так!

Откуда это? Откуда тяга к этому? Ведь есть же авторское свидетельство на метод танатотерапии, выданное Российским авторским обществом РАО №5467 от 20 марта 2002года. В этом же свидетельстве приводится подробное описание метода, в котором ни слова нет, ни о закапываниях, ни об утоплениях. Почему такая неточность? Почему не слышат? Ведь я потом с возмущением перезвонил в передачу «Деликатесы». Мне ответили – но это же было так «зрелищно»!

Владимир Баскаков, танатотерапия

Как отвратить от этой «зрелищности» и перевести разговор с нормальное, серьезное русло? Последний пример: в начале июня приглашают на другой эфир. Тема «Апокалипсис – 2012». Танатотерапевту всегда есть, что сказать на эту тему. Особенно – про притягательность этих «страшилок» для современного виртуализированного, или, по меткому выражению Роллана Быкова, – шизофренизированного человека. Передача – сделанная. Вплоть до тех вопросов, которые мне будут задавать ведущие, вопросов, которые «в прямом эфире» будут задавать телезрители.

Регламент на все – не более пяти минут! Один из ведущих – мой старый знакомый по предыдущим встречам в эфирах – Семен Чайка. Вхожу в студию. Тепло здороваюсь с ведущими, Семен меня узнает! Садимся. Семен начинает и его первый вопрос: «А верно ли, что танатотерапия – это лечение смертью?». Е… мать! Чтобы понять мое возмущение – надо знать, что мы с Семеном целую передачу, когда он вел передачу «Здоровье» на РТР, проговорили о том, что танатотерапия – не лечение. Для чего он отходит от регламента?! У него же перед глазами текст с его вопросами ко мне! Первый вопрос, написанный ему, по регламенту – нормальный! Не о лечении. Для чего он это делает?! В этом месте можно понять ту паузу, которая возникает в эфире? Ведь на объяснение, что танатотерапия не лечение, уйдет как минимум 5 минут! А у меня весь регламент на интересные ко мне вопросы – 5 минут!

Да, существует выражение: «Если Вы в течение 15 минут не можете объяснить суть теории относительности – Вы в ней ничего не понимаете!». Но не в течении же минуты!! Не за тридцать секунд!! Ведь есть же соответствие сложности проблемы (особенно, – в нашем случае, – проблемы контакта Человека со Смертью!) и времени на ее осознание! Я видел единственную телепередачу с Мерабом Константиновичем Мамардашвили и вел ее Сергей Петрович Капица. В ней было столько воздуха для мыслей гениального философа! И начал передачу Капица не с идиотского вопроса «А что философия – это страсть к умничанию?».

Что в итоге? Начав свое путешествие в 1985 году (26 лет назад!) слово «танатотерапия», как корабль, обросло таким слоем «ракушек» и «водорослей», что еще немного и потянет его ко дну! И если бы это случилось только с русским словом «танатотерапия»! Замените «танатотерапия» на tanatoterapia, наберите это слово в поисковиках, – появляется поляк Себастья Майнор (Sebastian Minor). Я, кстати, выслал ему тексты по танатотерапии на английском. Замените на thanatotherapy – не удивляйтесь обнаружить новый музыкальный проект «Thanatotherapy is a new music project of DJ sinX». Должны ли мы, танатотерапевты, должен ли я, автор этой концепции и метода, гордиться происходящим по принципу «если подделывают, то – качественное!»? Должны ли производители Адидас’а радоваться китайским галошам с одноименным названием?

Действительно Танатотерапия оказалась между своеобразными Сциллой и Харибдой (одноименное название семинара долгосрочной обучающей программы Института танатотерапии). Не принимать участия в теле-радио-передачах (по принципу – все равно не дадут серьезно высказаться на эту тему!) – будет пышным цветом разрастаться «лубок» под именем «танатотерапия». Приходить на эти передачи – серьезного разговора не будет!

© Баскаков Владимир Юрьевич